News

Фейковая статистика в туризме Узбекистана и выводы для нашей страны

Одним из ключевых вопросов который необходимо решать для формирования полноценной стратегии развития туризма в стране и регионах является корректная статистика. В силу того, что я много лет занимаюсь развитием въездного и внутреннего туризма, меня всегда интересовало на каких цифрах основывались и продолжают основываться многочисленные госпрограммы, концепции и дорожные карты по туризму в нашей стране и у ближайших соседей.

В регионе Центральной Азии многие годы общепризнанным лидером в сфере туризма является Узбекистан. Не случайно объектом нашего исследования стал успешный и распиаренный сосед по региону. Ведь очень часто в высоких кабинетах Узбекистан нам ставят в качестве примера, что и как надо делать.

Совместно с экспертами тур сообщества Алматы и партнерами из Узбекистана мы попытались проанализировать изменения, происходящие в этой страны на основе изучения законодательства и туристской практики.

Старшее поколение хорошо помнит, как во времена СССР все союзные республики писали победные реляции о выполнении и перевыполнении планов по всем отраслям народного хозяйства при тотальном дефиците и отсутствии на полках элементарных продуктов питания и ТНП. Зачастую это было связано с огромными приписками. В хлопководстве Узбекистана, например, приписки доходили до 20%! В свою очередь многомиллионные приписки хлопка стали результатом нереалистичных или как их еще называли «напряжённых» планов.

К сожалению, эту порочную практику наши соседи, да и мы если откровенно, не изжили до сих пор. Взамен приписок в хлопководстве, в Узбекистан в последние пять лет пришло другое явление – гигантские приписки количества интуристов, приезжающих в страну.

Так Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике 22.11.2022г опубликовал очередные сведения о гражданах государств, которые чаще всего посещали Узбекистан в январе-октябре 2022 года. В этот период Узбекистан посетили 4 млн 109,7 иностранцев. При этом, в этот период, как и во все предыдущие периоды, Узбекистан больше всех посетили граждане Казахстана – 1 млн 255,4 тыс.человек (30% из общего числа посетителей). При чем, в этот период граждане трех центрально-азиатских государств – Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, посетивших Узбекистан, составили 3 млн 472 тыс. человек (85% из общего числа посетителей, как и во все предыдущие периоды). Граждане всех остальных государств мира, посетивших Узбекистан, составили 637,7 тыс. человек (15% из общего числа посетителей).

(https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-goskomstata/30903-o-zbekistonga-yanvar-oktabr-%20oyida-eng-ko-p-qaysi-davlatlarning-fuqarolari-turistik-maqsadda-tashrif-buyurgan-2).

Характерно, что в Алматы показатели примерно такие же. В 2022 наибольший поток иностранных туристов был из Узбекистана (26,7%), России (24,3%), Турции (8%), Кыргызстана (6%), Таджикистана (5%), Индии (5%). Также есть поток из Саудовской Аравии, Южной Кореи, Украины, Германии, Таджикистана, США, Франции, Италии, Гонконга и Японии. Выдержка из «Программы развития города Алматы до 2025 года и среднесрочных перспектив до 2030 года» принятой в сентябре прошлого года.

При этом, туристская администрация Узбекистана, во всех своих формах (комитет, министерство, объединенное министерство) в последние пять лет называет всех посетителей из стран Центральной Азии туристами и таким образом приписывает в валовое количество туристов как минимум 60%.

Вместе с тем, чиновники эмпирическим методом определяют, что иностранные туристы тратят в стране в среднем столько-то валютных средств. Затем эту средне определенную цифру умножают на количество туристов, в том числе на приписанных 60% посетителей (не туристов), и таким образом выводят валовые объемы экспорта туристических услуг.

Узбекские партнеры показывали письмо, направленное в допандемийный период министром туризма Узбекистана на имя Премьер-министра страны, с просьбой в статистических данных учитывать среднее значение трат иностранных туристов на поездку по Узбекистану как 620 долларов США на одного туриста. Такую цифру вы умножаете на валовое количество объявленных интуристов за такой-то период и у вас получается валовой объем экспорта услуг от туризма по стране за такой-то период. При этом, когда вы такую цифру умножаете на огромное количество приписанных туристов, у вас получается, соответственно, огромная приписка в валовой объем экспорта туристических услуг. По цепочке эти фейковые цифры о многомиллионных туристах в Узбекистане чиновники от туризма на протяжении последних пяти лет вставляют в уста Президента Республики Узбекистан.

А что у нас? В упомянутой выше программе развития города Алматы, средний чек иностранного туриста составляет 550 долларов США в сутки, средний чек внутреннего туриста всего 100 долларов. И это при том что 37,7% въездного потока составляют наши соседи из Центральной Азии.

Очевидно, что ненадёжная официальная статистика не позволяет руководству Уполномоченных органов наших стран и серьезным инвесторам принимать верные хозяйственные и инвестиционные решения. Исходя из не подтвержденных и не проверенных данных, в Алматы, например делают вывод, что основой стратегии развития туризма в крупнейшем мегаполисе Казахстана станет экспорт туристских услуг. И это после уроков мировой пандемии, когда отрасль спас именно внутренний и региональный туризм. Как известно основой для устойчивости туротрасли в развитых странах мира является именно внутренний и межрегиональный туризм. Поэтому стратегической целью должно стать повышение конкурентоспособности турпродукта, качества услуг дестинации (см. Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума (2019). Экспорт и инвестиции придут следом.

По просьбе нескольких казахстанских инвесторов мы дали в мессенджере Telegram объявление о том, что хотим купить действующую гостиницу в Узбекистане. К нашему удивлению, мы получили целый ряд предложений от владельцев гостиниц, которые построены в последние пять лет или которые все еще строятся; от владельцев гостиниц Ташкента, Самарканда, Бухары, Хивы, которые хотят продать свои гостиницы из-за отсутствия у них туристов.

В уже упомянутой Программе развития Алматы, базовым условием для развития туризма также ставится строительство новых гостиниц и объектов размещения. Дословно: «В Алматы функционируют 360 мест размещений (23 тысячи койко-мест), что существенно уступает городам-конкурентам – в Ташкенте функционирует 452 места размещения (50 тыс. койко-мест), в Тбилиси – 423 (60 тыс. койко-мест), Ереване – 413 (41 тыс. койко-мест). Примечательно, что в Баку, при наличии 243 мест размещений, количество койко-мест составляет 80 тыс., что обусловлено упором местных властей на сегменте бюджетного размещения (хостелы и апарт-отели). В пиковый период загруженность существующих гостиниц достигает 80%. Существующий номерной фонд является недостаточным и ограничивает возможности города по увеличению роста туристов». Таким образом во главу угла ставится количественный подход, оторванный от реальности и задач повышения качества, конкурентоспособности туристского направления в целом. Причем совершенно не учитывается огромный сегмент так называемого серого, квартирного/номерного фонда, который составляет по некоторым оценкам до 30% от общего объёма оказываемых услуг местами размещения.

Как говорил старина Марк Твен: «Существуют три вида лжи: есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика». В нашем случае искушенные чиновники от туризма воспроизводят поражающие по своим масштабам подмену понятий и подтасовку информации в туристской статистике, что в конечном итоге, приводит к формированию некорректной гос. политики в сфере туризма со всеми вытекающими последствиями.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О туризме», Турист — физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от двадцати четырех часов до двенадцати месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. При этом, тур – путешествие по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченное комплексом туристских услуг, включающим не менее двух видов туристских услуг. Тогда как, посетитель (не турист) – это лицо, приходящее куда-нибудь с какой-нибудь целью, посещающее кого-что-нибудь, недолго находящееся где-нибудь, в отличие от долговременно пребывающего.

Соответственно, так и следует указывать в стат отчетах: это – туристы, а это –посетители. Да, туристы тоже являются посетителями. Но посетители не являются туристами. И никак по-другому!

Интернет-издание UzDaily.uz 23.12.2022г сообщило, что в ноябре текущего года Узбекистан посетили 164 660 граждан Казахстана, из них 59 840 человек (36% из общего числа посетителей) в целях посещения родственников. В служебных целях – 1066 человек, в коммерческих целях – 37 человек, с целью учёбы – 9 человек, в лечебных целях – 1215 человек.

В истинно туристических целях – досуг и отдых – в ноябре Узбекистан посетили 2493 казахстанцев (1,5% из общего числа посетителей)! Тогда как остальные 100 020 человек (61%) посетили Узбекистан на период менее двадцати четырех часов и, соответственно, никак не могут считаться туристами. При том, социологический опрос на сухопутной границе наших государств показывает, что некоторые из них посетили Узбекистан по 40-50 раз и более в году. (https://www.uzdaily.uz/ru/post/74390)

Приведенные цифры в процентном соотношении абсолютно правильно отображают количество истинных туристов из Казахстана и количество казахстанцев-посетителей Узбекистана за месяц, за год, за пять лет.

Как сообщило 26.12.2022г ИА «Дунё», по данным Госкомстата Узбекистана, в ноябре Узбекистан посетили в целом 555,5 тысячи иностранных граждан. Из них пересек границу пешком– 477,1 тысячи человек (85,9%), авиаперелетом – 65,4 тысячи человек (11,7%), железнодорожным транспортом – 7,5 тысячи человек (1,4%) и на автотранспорте – 5,5 тысячи человек (1%).

(https://dunyo.info/ru/site/inner/v_noyabre_inostrannie_grazhdane_chashte_vsego_peresekali_granitsu_uzbekistana_peshkom-gau)

Подавляющее большинство из указанных посетителей – граждане соседних стран –Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. Более 60% из них посетили Узбекистан на период мене двадцати четырех часов и, соответственно, никак не могут считаться туристами. Статистическая фальсификация вводит в заблуждение наших туроператоров и турагентов, занимающихся отправкой туристов из городов Казахстана в зарубежные страны.

Этой публикацией мы категорически протестуем против того, чтобы сведения о количестве казахстанских посетителей использовали для рисования дутых цифр количества интуристов в Узбекистане! Не отправляли мы миллионы туристов из Казахстана в Узбекистан! Не тратили они сотни миллионов долларов в год на туристические цели в Узбекистане!

Да, действительно, Всемирная туристская организация (ЮНВТО) предлагает учитывать, по отдельности, и туристов, и посетителей страны. Это делается для того, чтобы определять нагрузки на пограничников, аэропорты, вокзалы, на придорожную инфраструктуру, а не для введения в заблуждение инвесторов, не для очковтирательства, не для создания видимости благополучия.

Если подавляющую часть интуристов Узбекистана составляют граждане Казахстана, то министерству туризма Узбекистана следовало бы проводить регулярные роуд-шоу и презентации во всех регионах и городах Казахстана, привлекая туристов на тур маршруты в Узбекистан.

Но за пять лет министерство туризма Узбекистана ни разу не организовало в Казахстане роад-шоу или презентация туристических возможностей Узбекистана. Официальные или полуофициальные визиты наших чиновников от туризма и ограниченное количество участников тур выставки в Ташкенте не в счет.

Туристские Telegram-каналы Узбекистана заполнены саморекламой руководителей министерства туризма Узбекистана и демонстрацией грандиозных планов и строек объектов тур инфраструктур и следует признать, что наши СМИ зачастую грешат тем же. Но мы не видим их у нас в Казахстане, хотя согласно стат отчетам, наши туристы составляют 30% валового количества интуристов в Узбекистане!

Близится к завершению инициированный Президентом Узбекистана самый масштабный туристский проект Центральной Азии – «Silk Road Samarkand». Новый многофункциональный туристский комплекс расположен на территории более 260 гектаров. Здесь открыты отели, парки, зоны отдыха, медико-санаторные объекты, рестораны, кафе и бары, объекты культурного назначения. В центре курорта находится полноводная акватория самаркандского гребного канала и историко-этнографический комплекс «Вечный город». Однако, в СМИ Казахстана почти нет никакой информации об этом новом туристском кластере за исключение статьи в интернет-издании Капитал приуроченной к визиту президента К.-Ж. К. Токаева в Самарканд в рамках саммита ШОС. (https://kapital.kz/world/109209/v-samarkande-otkrylsya-masshtabnyy-turisticheskiy-kompleks-silk-road-samarkand.html)

Казахстанские туристы практически не знают о медико-санаторных и оздоровительных возможностях уникального комплекса. Было бы целесообразно совместно с узбекскими коллегами организовать ознакомительные инфо-туры в многофункциональный туристический комплекс Silk Road для наших туроператоров, турагентов, блогеров, специалистов санаторно-курортной сферы, а также представителей уполномоченных органов. Это стало бы важным шагом в интеграции турпродукта Шелковый Путь в ЦАР и позволило бы наладить эффективный механизм обмена опытом.

Также, по нашему мнению, для привлечения в Узбекистан объявленных 7 миллионов интуристов в год, в стране необходимо организовать процесс туристификации новых объектов и видов деятельности. Туристификация – это создание новых объектов притяжения туристов; превращение обычных объектов и видов деятельности – в туристические объекты и в туристские виды деятельности. То есть речь идет о повышении производительности труда в туристской отрасли. Сегодня мало просто продавать природные и культурные достопримечательности, на этой ренте конкурентоспособный турпродукт уже на построишь. Надо включать креатив и создавать добавленную стоимость в каждом звене кластерных цепочек.

Эти новые туристические объекты и виды деятельности позволят на постоянной основе привлекать дополнительные потоки туристов в страну, в первую очередь из стран Центральной Азии, России, Китая, а также развитых стран дальнего зарубежья.

К примеру, Узбекистан – аграрная страна. Около 50% населения страны живут в сельской местности. Но при этом, в стране за редким исключением практически не использованы возможности развития агротуризма. В мировом туризме, особенно в условиях продолжающейся пандемии, агротуризм стал одним из самых востребованных сегментов туррынка.

Следует отметить, что наши соседи учитывают указанный тренд. В Закон Республики Узбекистан «О туризме» внесено очень прогрессивное понятие «малая туристская зона». Также указано, что туристские зоны могут создаваться по предложению, в том числе, юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Малые аграрные туристские зоны (далее – МАТЗ) – это как фермерское хозяйство, но с обязательным условием, что не менее 50% дохода МАТЗ должно поступать от туристической деятельности. То есть, можно считать, что МАТЗ – это добавленная стоимость к фермерскому хозяйству.

Но создание МАТЗ требует от предпринимателей существенных инвестиций. Поэтому, для создания МАТЗ необходимо предоставлять предпринимателям отрасли на постоянное пользование лучшие сельскохозяйственные земельные участки с последующей приватизацией (в Казахстанских реалиях беспрепятственно вносить изменения в целевое назначение сельхоз земель), обеспечивать транспортную доступность путем включения, по возможности, в маршрутную сетку туристских автобусов. Так это делается в странах, где активно развивается агротуризм.

В 2020 году в рамках совместного инфотура по Шелковому Пути для европейских туроператоров нам рассказывали, что в целях развития инфраструктуры туризма, Указом Президента Узбекистана в Бостанлыкском районе Ташкентской области введена специальная административно-управленческая система. Предусматривалось, что министр туризма напрямую будет руководить свободной туристической зоной «Чарвак» и контролировать деятельность районной администрации Бостанлыка. На развитие инфраструктуры туристической зоны было выделено 20 млн долларов США! Идея превосходная и близка по содержанию к созданному в прошлом году Фонду поддержки туризма в Кыргызстане.

Что же мы увидели в этом году? По истечении двух лет там построен только куцый тротуар вдоль основной трассы в Чимгане. В самом же кишлаке Чимган, самом известном горном поселке Узбекистана, дороги в последний раз были асфальтированы еще в советское время. Можете себе представить в каком они сейчас состоянии.

Подводя итоги хочется сделать три основных вывода:

1) Чтобы правильно развивать туризм необходима честная и ответственная статистика. Для всех участников туррынка важно, чтобы зеркало, в котором отражается наша отрасль не было «кривым». Благо есть UNWTO членами которой мы состоим и лучшие зарубежные практики;

2) Мы должны по возможности синхронизировать НПА в туризме с нашими соседями по региону, наладить регулярные инфотуры и круглые столы для обмена опытом. Разработать наконец совместный план действий по продвижению регионального турпродукта;

3) Необходимо создать механизмы эффективного взаимодействия между государством и бизнесом. Без этого самые лучшие начинания останутся на бумаге, а вложенные ресурсы могут быть потеряны. Тем более что в мире есть прекрасно зарекомендовавшая себя модель DMO (организаций по управлению дестинацией) на основе ГЧП.

Тимур Дуйсенгалиев,

Председатель правления ОО «Kazakh Alpine Club», Алматы,

Руководитель экспертной группы по туризму при Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен»

Телефон: +7 701 757 09 21
Новости горного сообщества