News

Круглый стол КАС: Перспективы реализации плана развития туризма г. Алматы до 2025 года

Абдыкадыров Алишер Елисулы, заместитель акима города Алматы, выступил по вопросам плана развития города Алматы до 2030 года в части инфраструктурных решений по развитию конкурентоспособного туризма.


У нашего города есть несколько инфраструктурных барьеров, т.е. «узкие горлышки», которые мешают развитию туризма. Одно из них – аэропорт. Все знают ситуацию с аэропортом, по нему работы уже проводятся, и мы надеемся, что в следующем году аэропорт сможет принять в два раза больше гостей – обещают увеличить пассажиропоток аэропорта до 14 миллионов в год.
Следующей проблемой является транспортная доступность. До середины следующего года будет готов мастер-план туристской инфраструктуры, в т.ч. и транспортной. В план войдут инфраструктурные проекты музей, горная инфраструктура, хорика и др. Если сегодня единомоментно к нам приедут 150 тысяч иностранных туристов, то город с этим наплывом не справится. 
Мы осознаем важность и горной инфраструктуры, которая является визитной карточкой нашего города. Это и канатные дороги, и недостаток мест проживания на лыжных курортах, и система безопасности на маршрутах, которую мы надеемся развивать вместе с профессиональными сообществами, такими как KazAlpineClub.
Мы нуждаемся в правовой помощи в процессе разработки таких проектов. Так как множество правовых и организационных вопросов не дают двигаться вперед.
Сейчас у Акимата Алматы есть компетенции по регулированию качества предоставления услуг туристского транспорта. Мы готовим стандарты по качеству транспортах услуг и будем обеспечивать исполнение.
Мы открыты для обсуждения и воплощения намеченных планов.

Дуйсенгалиев Тимур Талашевич (КАС), – мы готовы подключиться к работе и предлагаем проекты, которые необходимо включить в мастер-план.
Первое. Для эффективного управления отраслью туризма и достижения поставленных индикаторов, необходимо провести модернизацию существующей структуры госуправления. Такой структурой должна стать успешно зарекомендовавшая себя во всем мире модель DMO (организация по управлению дестинацией).
Мы предлагаем провести модернизацию структуры управления туризма.
Сформировать Комитет по туризму, в который должны войти заинтересованные структуры акимата, крупные игроки туристского рынка – туроператоры, отели, авиа и транспортные компании, рестораторы и представители креативной экономики Алматинской агломерации. Только вместе с профессиональным сообществом и стейкхолдерами рынка можно сформировать работающий пошаговый план развития туротрасли.
Одним из основных и важнейших компонентов развития индустрии туризма в регионе является его полная цифровизация, совместно с объединением определенных данных госорганов, социальных сетей и участников туристского рынка в единую платформу Big Data. Нам нужна полная прозрачная и достоверная картина: что происходит с рынком сферы услуг города. Тогда вопросов о нецелевом использовании бюджетных средств не будет.
Превращение Алматы в туристский авиа хаб на Шелковом пути в ЦАР мощностью 14 млн. пассажиров потребует создания мультимодальных транспортных решений по принципу доступности первой и последней мили. Как известно, в Алматинском регионе критически не хватает современных туристских и регулярных междугородных автобусов, что существенно влияет на цену турпродукта Алматинского региона и снижает его конкурентоспособность. 
Нам необходимо кооперироваться и координировать работу с акиматами Алматы, Алматинской и Жетусуской областей, чтобы все центры получили выгоду от проектов. Это возможно через Комитет по туризму при НПП «Атамекен».
Безусловно, главную роль играет город Алматы, который принимает, обслуживает и распределяет туристов по дестинациям, которые предлагают Алматинская, Жетысуская и другие области. Главная цель устойчивого развития – обеспечить заинтересованность местного населения в сохранении ресурсного потенциала, позволяющего им получать выгоду на каждом этапе развития.
В качестве общих рекомендаций предлагаем в приложении к плану детализировать каждый пункт в разрезе участников, ввести четкую систему измерения результатов с персональной ответственностью за бюджеты.
По сути, все жители являются стейкхолдерами туррынка, и мы должны относится к нему, как к «священной корове, которая даёт молоко».
Роль ДМО – это объединение ресурсов. По данным UNWTO в туризме прямо или косвенно задействовано 32 отрасли экономики. Без участия всех акиматов и бизнеса будет сложно быстро построить конкурентноспособную туриндустрию.

Дидар Ахмедин, Директор ТОО "Bestinet Kazakhstan" (представитель по Центральной Азии и Восточной Европе малазийской компании, "Tass Tech International Sdn. Bhd."), по вопросам цифровизации тур отрасли г. Алматы с платформой «iTDP»:
Наша компания создала комплексную платформу туризма «iTDP» – это информационная система, разработанная и созданная для того, чтобы стратегически позиционировать индустрию путешествий и туризма Казахстана до запланированной респектабельной позиции на мировой арене в сфере путешествий и туризма.
В Казахстане основной спектр услуг туризма обеспечивает малый и средний бизнес (МСБ). Поэтому мы предлагаем многоязыковую платформу, максимально удобную как для туристов, так и для туриндустрии, в которой интегрируются все большие и маленькие туроператоры, гиды, и пр.
Принимая во внимание, что глобальные платформы, как Booking.com, Trivago и т. д. берут порядка 20% от стоимости тура, в то время как местный МСБ имеет свою маржинальность приближенную к 20%, соответственно, многие компании живут на грани вымирания, мы предлагаем им дополнительную (и в будущем – альтернативную) платформу с меньшей маржинальностью и большой эффективностью.
Зам.акима: Предлагаю посетить наш акимат и увидеть весь спектр больших данных, доступных акимату.
 
Актымбаева Алия Сагындыковна, КазНУ им. аль-Фараби, зав. кафедрой рекреационной географии и туризма, к.г.н.
В рамках проекта по линии АО «Фонд науки» кафедрой рекреационной географии и туризма разработан оригинальный инновационный продукт – мобильное приложение «TourizmKaz» и сайт http://tourismkaz.kz/ – для продвижения и популяризации отечественного туризма.
Данное приложение позволяет пользователям находить туристские услуги с помощью технологий гибкого поиска. Например, найти и оплатить с помощью мобильного приложения туры выходного дня, проживание в эко-отелях, услуги трансфера и многое другое. Из преимуществ мобильного приложения следует отметить удобный и понятный интерфейс: поиск объектов по карте, онлайн бронирование и оплата, получение полезной информации о туробъектах непосредственно в местах их расположения путем сканирования QR.
Мобильное приложение является, по сути, цифровой площадкой, которая объединяет желающих путешествовать по территории Казахстана (туристов и экскурсантов) и отечественных поставщиков туристских услуг. Главная стратегическая миссия – развитие коммерческого рынка услуг внутреннего туризма Казахстана. Приложение доступно бесплатно для скачивания в AppStore и Google Play. В целях продвижения и совершенствования продукта мы могли бы взаимовыгодно сотрудничать с акиматами и участниками туристского рынка.
Кроме того, мы имеем достаточную материальную базу, штат квалифицированных преподавателей, опыт организации и проведения подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров на основе соответствующих лицензий и могли бы совместно с бизнес-сообществом, KazAlpineClub подготовить цикл практико-ориентированных курсов по актуальной тематике: безопасности, туристским навыкам, экопросвещению и др.
 

Абдыкадыров А. (зам.акима) прокоментировал. Наш ИЦ собрал и обработал огромное количество данных, работа с которыми продолжится в следующем году.
Вы правильно сказали, чтобы управлять дестинацией необходима координация и профессиональная команда. Нужно проанализировать опыт Проектного офиса, сделать работу над ошибками.

Олег Гриднев – проект по развитию и объединению горнолыжных кластеров г.Алматы канатными дорогами.
Предлагаем на рассмотрение проект «Almaty Superski» по объединению горнолыжных кластеров канатными дорогами горнолыжных курортов: «Ой-Карагай» и «Чимбулак» через строительство новых канатных дорог и горнолыжных курортов в ущельях: Еликсай, Бутаковка и Кимасар, Медеу. 14 канатных дорог проекта «Almaty Superski» вдвое увеличат количество трасс и общую пропускную способность, проект всесезонный, который охватывает и поднимает на новую ступень не только горнолыжный туризм, но и пеший туризм, и альпинизм в г.Алматы и области. Проект развития горнолыжного кластера включая линию гондольных канатных дорог «Есентай-Молл – Медеу» представлен в наших презентациях, нами предлагается также и поэтапный план строительства новых канатных дорог с экономическими выкладками и промежуточной стоимостью каждого этапа.

Дуйсенгалиев Т.Т. (КАС) «Работы по проекту на территории Алматинской области должна взять на себя область.
Первая фаза – это Медеу и Бутаковка. Подвод коммунальных сетей, организация паркинга, установка опор и пр.
Алматинская область уже продвинулась в проектировании Котырбулака».

Ринат Абдрахманов, ГЛК «Чимбулак».
Мы видим одну схожую модель по опыту Европейских стран. Создаётся организация, которая занимается непосредственно проектированием и созданием горнолыжной инфраструктуры. Сейчас мы готовы к созданию кластера Чимбулак, Пионер, Oi-Qaragai.
В целом проблему перегруженности Чимбулака можно решить канатными дорогами, связывающими кластер.
Комментарий зам. акима
 С чего лучше начать этот проект? Разработка техпроекта занимает более года. Важно определиться со стадиями внедрения. Часть этих земель – за границей города Алматы, часть входит в ГНПП. Мы, как акимат города Алматы, не можем принять обязательства по проекту, который не входит в зону нашей ответственности. Для включения в мастер-план работ, которые может взять на себя город до 2030 года, необходимо подготовить этапность реализации этого проекта.
Дюйсенгалиев Т.Т.: Давайте отдельно по этому проекту встретимся со всеми заинтересованными участниками и обсудим.

По транспортно-логистическому блоку выступили Антонов Антон Игоревич и Шапагатова Баян Саиновна
Как известно, в Алматинской области (да и в целом в Юго-Восточном регионе Республики, от Хоргоса до Шымкента) критически не хватает современных туристских и регулярных междугородных и пригородных автобусных маршрутов  и инфраструктуры по пути их следования, что существенно влияет на доступность турпродукта Алматинского региона, его цену, качество, уровень сопутствующего сервиса и  снижает его конкурентоспособность. Мало иметь просто автобусный парк, нужно создать инфраструктуру по пути движения, наполнить сам продукт изнутри, «сервисно» и информационно.
Для решения данной задачи предлагается организация транспортного/автобусного оператора на Шелковом пути в Алматинской области, на базе консорциума из: производителя туристского транспорта (завод «QazTehna», г. Сарань, Карагандинской области и, возможно, «Сарыарка АвтоПром», г. Костанай) и ведущих туристских организаций, с участием СПК Алматы и Алматинской области.
Мы предлагаем организовать структуру, оперирующую поэтапно созданным парком из 100 автобусов (двух основных типов: малый пригородный и междугородний) на основных туристских направлениях. Данная структура также возьмет на себя разработку самого туристского продукта, его «наполнение», упорядочение инфраструктурных вопросов и разработку и внедрение всех связанных с этим стандартов и процедур.


Зам.акима. Мы хотим видеть частного инвестора и оператора, с которым мы готовы проработать данный вопрос и помочь в реализации этого проекта.

Баян Шапагатова представила своё направление – Караванинг.
Данное направление автотуризма сильно развито в странах Европы, в России и в Китае, поток из которых в Казахстан с каждым годом растет. В текущем году при приеме в г.Алматы европейских групп караванеров мы столкнулись с полным отсутствием инфраструктуры для караванинга в городе. В связи с этим, прошу посодействовать в организации места стоянки на 10-20 автомашин с подведением водо- и электроснабжения, канализационным люком для слива.
Зам.акима. В городе нет свободных муниципальных земель. Организация таких стоянок должна идти от собственников.
Шапагатова Б.С.: мы можем предложить подходящий частный участок рядом с ВОАД. Прошу помочь решить вопрос с финансированием от СПК г.Алматы для организации на нем специализированной стоянки для караванеров.
Зам.акима. Подготовьте предложения и направьте нам официальным письмом. Поручаю Визит Центр г.Алматы заняться этим проектом.


Вопрос по продвижению и маркетингу, озвучил Тигран Туниянц.
Работа по развитию бренда должна вестись профессиональной командой через маркетинговую призму.
Считаю, что не нужно торопиться менять, а отработать уже запущенный проект Алматы – город тысячи красок.

Зам.акима. Я согласен. Сейчас создано структурное подразделение ЛРТА, которое будет работать в этом направлении. Будут переосмыслены направления по рекламе и маркетингу. Что касается бренда, то считаю правильным, если бренд родится самими жителями. Возможно удачный бренд какой-либо кампании, инициативы или мероприятия превратится в бренд города.
 
Во вопросам безопасности выступила Фролова Д.В.
Одним из базовых вопросов по обеспечению безопасности в горах является подготовка сертифицированных специалистов, организаторов активных туров, гидов-проводников, гидов-трекинга.
Совместно с КАС, КТА, федерациями альпинизма и спортивного туризма разработано положение о гидах-проводниках, в котором прописан стандарт, позволяющий присвоить квалификацию гида-проводника. Это специалист по организации активных туров со спортивным опытом, создающий туры, отвечающие всем стандартам по безопасности. За два года было сертифицировано независимым органом по сертификации около 50 человек. Сейчас многие из них активно работают на маршрутах, создавая новые уникальные авторские туры. Вместе с тем, мы обеспокоены ситуацией отсутствия подготовки казахоязычных гидов-проводников.
Осознавая важность подготовки квалифицированных специалистов, мы хотели бы попросить помощи в переводе материалов, требуемых для подготовки к сертификации гидов-проводников, на государственный язык.  
 
В связи с развитием активных видов досуга и запуском трансграничных переходов на Иссык-Куль жизненно необходимо продолжить работу по обеспечению безопасности на маршрутах:
1. Расширение сети КСП (контрольно-спасательных пунктов).
2. Установка дополнительных антенн сотовой связи.
4. Маркировка троп, указателей, мест отдыха, информационного оповещения в соответствии с принятым стандартом СТ РК.
5. Установка горных хижин в узловых местах слияния рек, пересечения троп на расстоянии дневного перехода (строительство, техподдержка).
6. Разработка мобильного приложения для отслеживания в режиме реального времени и регистрации выхода на маршрут.
7. Повышение квалификации и сертификация работников КСП, организаторов активных туров (гидов-проводников, гидов трекинга, турлидеров, инструкторов).

Зам.акима По вопросу перевода материалов на казахский язык мы сможем помочь. Предоставьте список материалов и расчет стоимости.
По остальным вопросам необходима детальная проработка.

По проекту #ЧистоГоры выступила Ольга Титова

Предотвращение замусоривания природных территорий путём объединения усилий общественных организаций, движений, ООПТ, республиканских и местных государственных органов, молодёжных организаций, бизнеса, активных граждан и т.д.
- работа с госструктурами, совершенствование законодательной базы;
- помощь территориям: субботники, продвижение раздельного сбора мусора, экологический народный патруль (общественный контроль) на ООПТ, фото-видеофиксация нарушений;
- просвещение и обучение в школах, вузах, на всех доступных площадках; работа с гидами;
- проведение тематических культурных мероприятий: художественные выставки, концерты;
- широкая информационная кампания, включая социальные видеоролики, привлечение известных блогеров и ЛОМов.

Зам.акима В этом году акимат города Алматы внедрит и укрепит службу контроля на территории Природного парка Медеу. Мы должны создать все необходимые условия для работников Парка. Поднять заработную плату работникам, разработать инструкции и требования к посетителям парка, ужесточить наказание за замусоривание территорий.

Дидар Ахмедин, Директор ТОО "Bestinet Kazakhstan" добавил:
Все вышесказанные предложения помогут г. Алматы в создании благоприятной туристской инфраструктуры, в это же время, нам стоит задуматься о цифровом маркетинге, благодаря которому возможно привлечение обеспеченных туристов, не бэк-пэкеров, а именно туристов, способных на импорт иностранной валюты в Казахстан.
Зам.Аким: Какую идею вы (Дидар Ахмедин) можете предложить?
Дидар Ахмедин: В нашей платформе уже включен основный модуль цифрового маркетинга, который сможет привлекать обеспеченных туристов на регулярной основе. Единственное что требуется от акимата – это поддержка в реализации проекта.
Зам.Аким: Я согласен с тем, что нам нужны обеспеченные туристы.

Так же за круглым столом выслушали представителя отельного бизнеса, Акниет Гроуп, отель Жетысу, Даулетбек Адель …
Наша компания развивает кроме гостиничного бизнеса направления по развитию этно-комплексов, где гости могут погрузиться в казахскую культуру.
Артемьев А.М., кафедра рекреационной географии и туризма КазНУ.
Вопросы обеспечения безопасности, подготовки кадров и экологического просвещения нужно решать комплексно, опираясь на действующее законодательство. Например, профессиональная подготовка гидов, согласно Закону «О туристской деятельности в Республике Казахстан», относится к компетенции местных исполнительных органов (включая города республиканского значения). Они же ведут «государственный реестр туристских маршрутов и троп» на своей территории. Безопасность обеспечивается двумя путями: инфраструктурным обустройством маршрутов (включая туристскую навигацию, средства контроля и аварийной связи, «спасательные» хижины и т.д.) и обучением безопасному пребыванию в горах (причем, под безопасностью следует понимать не только личную безопасность участников, но и безопасность природных комплексов). Разработку обучающих и методических материалов, проведение семинаров и тренингов для различных категорий населения, «летних» и «зимних» школ (в том числе, с иностранным участием) мог бы взять на себя «KazAlpineClub», в сотрудничестве с вузами-партнерами.
Научные исследования также должны найти отражение в плане развития Алматинской туристской дестинации, включая территориальную организацию объектов туристского интереса, маркетинговые исследования рынка (в т.ч., на основе Big Data), оценку рекреационной нагрузки, экспедиционное обследование маршрутов и т.д.
Повышение безопасности влечет снижение восприятия риска потенциальными отечественными и зарубежными туристами при выборе дестинации, что позволит увеличить туристский поток в Алматы и Алматинскую область.

По итогам встречи, решили
        Решили:
1.     Поддержать предложение ОО “KazAlpineClub” по переходу модели управления отраслью к модели DMO, с рассмотрением акиматом г.Алматы возможности сформировать Комитет по туризму для включения предложенных в ходе круглого стола проектов в мастер-план туристской инфраструктуры акимата г.Алматы.
2.     Поддержать инициативы iTDP за счет предоставления сведений о Big Data, уже имеющихся в распоряжении акимата г.Алматы.
3.     Передать информацию о проекте Almaty SuperSki в части, касающейся развития инфраструктуры Алматинской области, в областной акимат для дальнейшей проработки в рамках отдельного мероприятия.
4.     Направить официальное письмо в акимат г.Алматы и ВизитЦентр г.Алматы с предложением по использованию частного участка рядом с ВОАД для организации специализированной стоянки для караванеров, для дальнейшего финансирования проекта по линии СПК Алматы.
5.     Сохранить нацеленность на дальнейшее развитие бренда «Алматы – город тысячи красок», с возможным пересмотром направлений в рекламе и маркетинге
6.     Направить официальное письмо от участников КАС по поддержке MICE мероприятий (РО Кансонар, Выставка Охота, рыбалка, приключенческий туризм, Массовые мероприятия ОО «Экстремальная атлетика», Федерации альпинизма Алматы, Содружества спортивных туристов и пр.) по имеющейся программе поддержки таких мероприятий
7.     Поддержать силами акимата работы по переводу на казахский язык обучающих материалов для подготовки гидов-проводников активных туров.
8.     Поддержать вопросы правового обеспечения, в рамках Комитета по туризму, системы управления туризмом в системе DMO.
Новости горного сообщества